Классическая экономика утверждает, что люди логичны, хороши в расчетах и корыстны.
В действительности все иначе. Люди иррациональны: они прокрастинируют, забывают об обещаниях, попадаются на уловки маркетологов и отказываются от личной выгоды в пользу альтруизма.
Двадцать лет назад сформировалась наука, которая исследует причины и механизмы иррациональности. Это поведенческая экономика.
Эволюция создала привычки, чтобы освободить мозг от рутины в пользу стратегических задач. Порой этот механизм играет с нами злую шутку.
Дэн Ариэли, профессор университета Дьюка и автор трех книг по поведенческой экономике, написал об этом статью. Я ее перевела, адаптировала и выбрала самое главное для рассылки:
- Представьте, что у вас только что закончился рабочий день, вы очень устали, но сегодня получили зарплату и хотите себя побаловать. Вы возвращаетесь с работы и по дороге заходите в магазин. В этот раз вместо обычного «Сникерса» за 25 рублей вы, чтобы себя порадовать, покупаете «Тублерон» за 100.
- Если вы хотите быть рациональным, вам следует поступить скучнее: посчитать разницу в цене и представить, на что еще вы можете потратить эти 75 рублей. Такой расчет занимает время.
- Опасность в том, что в следующий раз, когда вы решите себя побаловать, вы, скорее всего, будете основываться на прошлом поведении. Вам не захочется долго размышлять над выбором, вы вспомните, что в прошлый раз купили «Тублерон» и остались довольны, и купите его снова. А затем еще раз, и еще.
- Так разовое решение превращается в разорительную привычку: 1200 рублей в год на ежемесячную покупку «Тублерона» вместо 300 рублей на «Сникерс».
- Чтобы выработать выгодную экономическую стратегию, пересмотрите свои привычки: покупки, посещение парикмахера, подписки на журналы, платные аккаунты приложений, тариф мобильного оператора.
- Когда вы изучите старые привычки, постарайтесь тщательнее отслеживать новые финансовые решения.
С привычками вообще советуют быть осторожными. Не только в сфере финансов. Механизм привычек виноват в том, что даже самые ответственные и любящие родители забывают детей в машинах на солцепеке.
Совет: пересматривайте свои привычки и новые финансовые решения. Необязательно быть бездушным роботом и отказаться себя баловать «Тублероном», но полезно различать опасность в своих «безобидных» решениях.
автор: ЛЮДА САРЫЧЕВА